Марс живой: землетрясения выявили в недрах планеты активную магму

29/10/2022

Раньше считалось, что Марс был вулканически активным в далёком прошлом, а сейчас он давно мёртв. Однако, как выяснила группа учёных из Швейцарской высшей технической школы Цюриха, планета вовсе не является геологически мёртвым миром, поскольку под землёй были обнаружены следы магмы.

Изучив 20 сейсмических событий на Марсе с использованием данных, собранных аппаратом InSight, Саймон Штелер его коллеги обнаружили вероятное месторождение магмы возле Окаменелости Цербера, — области, испещрённой линиями разломов.

Аппарат с сейсмометром InSight приземлился на Марсе в 2018 году с целью изучения сейсмических волн, которые распространяются по поверхности планеты из её недр. Изучая скорость и частоту этих волн, мы можем лучше понять геологическую природу Марса. Теперь же, по словам Штелера, мы собрали достаточно данных, чтобы выявить закономерности в происходящих на Красной планете землетрясениях. Подтверждают эти подозрения и ранние находки на Марсе, — такие, как вулкан Олимп, который является самым большим в Солнечной системе, а также следы от регулярного падения камней.

Многие из марсотрясений, которые миссия InSight измеряла с 2018 года, как малых, так и больших, произошли именно в области Окаменелости Цербера. Это натолкнуло учёных на мысль, что под этим местом находится очень много магмы, и спектральные характеристики волн подтвердили это низкими частотами, которые указывают на вулканическую активность.

Исследователи подкрепили это открытие спутниковыми снимками, на которых видны тёмные отложения пыли, окружающие регион. Данная находка свидетельствует о недавней вулканической активности на Марсе, которая сотрясала планету последние 50 000 лет.

Более того, в феврале этого года исследовательские аппараты обнаружили на планете монструозный кратер диаметром 150 метров и глубиной 21 метр. Наиболее интригующим нюансом здесь является то, что камень, ударившийся о поверхность Марса и оставивший после себя такой след, также разбросал по кратеру куски водяного льда, которые до этого находились под землей.

К сожалению, у аппарата InSight осталось немного времени для сбора данных. Солнечные панели посадочного модуля покрыты толстым слоем пыли, что препятствует эффективной зарядке, поэтому к декабрю аппарат полностью выключится. Тем не менее, его основная миссия была завершена, а данные уже исследуют учёные со всего мира.

Автор: Вениамин Ветролесов